Шел 34 день в Африке.
Когда путешествие становится нормой, то остановиться даже на день в городе с его пробками и часто выдуманными проблемами его жителей становится твоей проблемой. Я сидела в ожидании своей очереди в маникюрном салоне в Претории, поневоле наблюдая за почти натуральными блондинками, над которыми корпели их антиподы по цвету как волос так и кожи. Каких-то 10,000 километров в дикой природе и ты отвыкаешь от благ цивилизации, удивляешься, что есть пробки, уже считаешь, что твой до этого минимальный набор одежды все-равно преувеличен, привыкаешь рано засыпать и просыпаться с восходом солнца. «Нам дана жизнь и на что мы ее тратим» вертелось в голове, особенно эта мысль стала актуальна после фильма «Люси». Вообще, в нашей культуре это имя произносится с ударением на последний слог. Но сейчас не об этом. Меня всегда интересовала эта мысль: а что если мы сможем использовать свой мозг не на 6-10% а на все 100%. Как-то даже родилась идея того, что в таком случае, мы станем «богами».
Возьмем мозг человека как метафору Вселенной (Бога, Создателя). Почему? Несколько предпосылок:
1. Если предположить, что человек создан по образу и подобию. И мозг — это «мини-вселенная».
2. Если предположить, что Вселенная «настолько большая, что мы даже не можем ее представить».
3. Если предположить, что мы понимаем замысел или смысл Вселенной, только на 6-10%.
То получается, что как только мы сможем использовать 100% мозга, то а) мы поймем Великий План 2) мы, как в кино, сольемся в экстазе с ней (Вселенной). Меня эта мысль возбуждает как сама возможность слиться в единстве с существом. Да и говорят, что в наступившую эпоху Водолея (в этом я не сильна), «пробудившихся» людей будет все больше. Но это уже немного из другого кино.
Ну хорошо, философ из меня посредственный. Это примерно как с караоке — петь не могу, и караоке ненавижу. Однако, это не значит, что петь не хочется. Так и с философствованием, меня вопросы типа «А зачем?» «А почему?» «А когда добро победит зло»? «А как жить если люди движимы пороками?» «А как жить не поступаясь с принципами» «А как жить»…
Что мне мешает жить? Идеализм. И если подумать откуда он во мне так крепко сидит… на ум приходят только книги.
На днях товарищ «бросил вызов» — перечислить книги, которые оказали на меня влияние.
После долгих потуг вспомнить эти книги, все, что сформировало меня как личность было прочитано в детстве. Дело в том, что его я провела на балконе. Но тогда это называлось модным словом «лоджия», но, по сути, это был кубрик нашей детской комнаты, которую мы делили с сестрой. А вот «лоджия» была моя. На ней гордо стоял целый книжный шкаф, в котором никто кроме меня на занимал место. Помимо какой-то ерунды, вроде проигрывателя с пластинками и одноглазых кукол, весь шкаф был забит моими детскими книжками. Читать я научилась кажется рано и я помню этот восторг, когда ты можешь сам наконец вгрызаться в любимые истории, погружаться в другой мир, застревая между переплетом страниц в жизнях героев. Долгими одинокими летними каникулами я поудобнее устраивалась на ковролане сливово-пурпурного цвета с разводами чернильных пятен, кляксы которых я развела сама в попытках писать как «Толстой», и уходила в Нирвану. Мне всегда нравились сказки, затем рассказы, затем повести и романы, в которых были сильные честные принципиальные герои. И не важно, были ли это Пеппи Длинный Чулок, Тимур и его команда, или Сестра Кэрри и Три Товарища. Думаю, что все дети, выросшие на сборниках «Мировой литературы» меня поймут. Эти книги как концентрат мысли и совести до 1980г, доступного «советскому» человеку. Без лишних разглагольствований о том как были отобраны эти образцы мировой литературы хочу сказать, что их задачей была «воспитать человека в человеке». Особенно если родители работают, а ты сидишь на балконе.
Со временем появились и другие книги, новой волны переводов, а потом и в подлиннике, среди которых и любимый Воннегут, и пресловутая Айн Ранд со своей философией объективного реализма, и Ричард Доукинс как «апостол» (и ему бы это сравнение не понравилось) атеизма, и Акунин с «Аристономией». В помощь книгам пришел полезный фаст-фуд в виде TEDTalks, которые на самом деле сохраняют столько времени, давая возможность «попробовать» идею на вкус, чтобы затем решить читать тебе автора или нет. Но это все лишь «перспективы», с какой стороны смотреть на обстоятельства жизни. А жизнь — это принципы, которые были заложены «мировыми сборниками». Как сформировалось бы мое сознание в условиях доступа современных авторов я знать не могу. Но идеализм никуда не денешь. И иногда я чувствую себя как тот 52-герцовый кит, которому даже поговорить не с кем. Я плохо философствую, но хорошо различаю «правду и ложь», «черное и белое», хотя, в последнее время стараюсь видеть и оттенки серого, как факт их существования. Мне хочется мечтать о невозможном, раздвигая границы даже представления о таковом, я быстро очаровываюсь, и каждый раз падает сердце, когда белое оказывается черным, или даже серым. Я могу понять и простить все, но доверять больше не сумею. И как бы я ни старалась «изменить» себя и стать более гибкой и менее принципиальной, меня это не радует, а создается ощущение обмана себя. Наверное, как и все в этом мире, это тоже изменится, но пусть не меняется только правда и белое. Ведь правда? 🙂
Так или иначе, вот мой список книг:
Золотой, Серебряный и Бронзовый Сборники сказок (и все другие сказки)
Пеппи Длинный Чулок, Эмиль из Ленненберги, Карлсон, который живет на крыше (Астрид Линдгрен)
Таинственный остров, Жюль Верн
Граф Монте-Кристо, Александр Дюма
Атлант расправил плечи, Айн Ранд
Откуда берутся хорошие идеи, Стивен Джонсон
Сирены Титана, Курт Воннегут
Аристономия, Борис Акунин
Две жизни, Конкордия Антарова
А какие книги повлияли на вас?